Max Bryzgalov – Статьи

Уровни интерфейсов

Команда работает над созданием продукта. Предлагает великолепные идеи реализации. Но, иногда, идеи не реализовываются. И вроде идея сама по себе крутая, и макеты всем нравятся, и все понимают полезность, но почему-то задача месяцами лежит в беклоге. Или бывает, задача берется в работу, но в процессе разработки упрощается до такой степени, что от начальной задумки почти ничего не остается.
В этой статье хочу поделиться концепцией, которая поможет повысить вероятность разработки идеи в ее первоначальном виде.
За основу концепции возьмем классическую пирамиду Маслоу. Американский психолог Абрахам Маслоу отмечал, что люди не могут испытывать потребности высокого уровня, пока нуждаются в более примитивных вещах.


По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, всё более и более высокие. Так постепенно человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них.


Уровни для интерфейсов

Дизайн интерфейса – это прежде всего дизайн для пользователя. Поэтому давайте попробуем построить похожую пирамиду потребностей пользователя, но уже для интерфейса:


Итак, что же говорит нам эта пирамида:
  1. Интерфейс должен быть функциональным. Он обязан отвечать потребностям пользователя. Если с помощью интерфейса пользователь не может закрыть свою потребность, он не станет тратить свое время на продукт.
  2. Интерфейс должен быть надежным. Система должна работать стабильно.
  3. Интерфейс должен быть полезным. Основные задачи должны решаться быстро, легко и не требовать специальных навыков.
  4. И только когда наша система выполняет свои функции, является надежной и удобной, мы можем задуматься над тем, чтобы она вызывала эмоции.
Каждый продукт находится на своей ступеньке. Например, сервисы заказа такси настолько хорошо выполняют свои функции, стабильны, удобны, что выходят на последний уровень пирамиды. Они отлично закрывают все потребности пирамиды, поэтому могут работать над эмоциональной составляющей.


А теперь давайте более подробно поговорим об уровнях пирамиды


Функциональный уровень
Разработка продукта на этом уровне чаще всего не имеет графического интерфейса. На этом этапе закладывается функциональность. Главный приоритет – чтобы все работало.

Уровень надежности
Большое количество продуктов находятся на этой ступени. Ими пользуюстя, потому что на рынке нет более удобного аналога. Или нет необходимости прыгать на ступень выше, потому что конкурентная ниша пуста. Продукты этой ступени закрывают потребность пользователя настолько, что если ему будет что-то непонятно, он потратит время на изучение или прочтение инструкции.
На этот этап часто выходят стартапы при тестировании жизнеспособности продукта или поиске инвесторов.
Ошибкой будет сразу пытаться выйти на ступень выше. Ресурсы будут нецелесообразно растрачены, так как продукт должен сначала закрывать потребности первых двух ступений.

Уровень полезности/удобства
Следующая ступень развития продукта. На этом этапе большое внимание уделяется проработке юзабилити. Уже собрана первая обратная связь, подсвечены первые узкие места. Команда продуктовых дизайнеров проводят исследования, прорабатывают пользовательские сценарии. Многие сервисы находятся на этом уровне. они выполняют свои задачи, стабильно работают, удобны в использовании, но не вызывают эмоций.

Уровень эмоций
Здесь находятся продукты, которые отлично выполняют свои задачи, стабильны и удобны. Конкурентная среда заставляет каждый раз делать продукт все лучше и лучше. Именно на этом этапе стоит задуматься, как вызвать эмоции у пользователей. Например, сделать хулиганский новостной канал внутри сервиса или добавить неприличную анимацию баклажана.


Для чего нужны уровни

Если продукт находится на нижних ступенях , то и в макетах должны быть бюджетные решения для их разработки. Так шансы на их реализацию растут кратно. Да, чаще всего хочется сделать все идеально, но для этого нужно создать продукт более высокого уровня. Рынок дикутет на какую ступень попадет продукт, а от уровня зависит, насколько качественно будут разработаны макеты.
Движущая сила продуктов – конкуренция. Если конкуренты находятся на ступени выше, то и твой продукт рано или поздно выйдет на эту ступень. Главное — не прыгать выше головы раньше времени, потому что это не принесёт должного результата.